Оглавление

От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение



Глава III. Основание села.

Основание села Вавож на месте одноименной удмуртской деревни было обусловлено целым комплексом миссионерских, географических и социально-экономических предпосылок. У Вавожской "горы", что на берегу Увы, выгодно пересекались дороги, соединявшие между собой пристани на берегах Камы, Вятки и Чепцы. Особо следует отметить фактор казанского цивилизационного направления и эффект так называемой "удмуртской селообразующей волны"[Более подробно об этих предпосылках смотри: Шумилов Е. Ф. История сел удмуртского Прикамья. Опыт цивилизационного прочтения // Историко-археологический сборник. III научно-краеведческая конф. Набережные Челны, 1996. Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX в. Ижевск, 2000. (разделы "Цивилизационные направления" и "Селообразующие волны". С. 110-129.) ]. Она была поднята бурной деятельностью упомянутой выше Конторы новокрещенских дел.

В один год с Вавожем православные приходы появились (пока, правда, только на бумаге) в Алнашах, Водзимонъе, Дебессах, Можге, Новом Мултане, Поломе, Пужи-Уче.

Итак, приход был создан в 1751 году Казанской конторой новокрещенских дел. На следующий год контора обратилась в Святейший Синод за помощью в строительстве деревянной церкви. Ее освятили через два с половиной месяца после водзимонского храма - 30 ноября 1754 года во имя Казанской иконы Богоматери.

Выбор такого посвящения далеко не случаен. Это чудотворная, явленная икона, одна из наиболее почитаемых на Руси, особенно в Прикамье. Икона Казанской Богоматери явилась десятилетней девочке Матроне 8 июля 1579 года на месте пожарища в Казани. Иван Грозный повелел выстроить женский монастырь на этом месте.

Позже икона вдохновляла русских людей в борьбе с польскими (1612 год) и французскими (1812 год) интервентами. В ее честь выстроили Казанские соборы на Красной пощади в Москве и на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Пока подлинник иконы был в Благовещенском соборе казанского кремля, Россия считала себя защищенной на Востоке. Но вот в ночь на 29 июня 1904 года грабитель-святотатец Семен Чайкин, напоминавший всем на суде Емельку Пугачева, похитил икону ради драгоценного оклада - и уже через полгода начались горькие поражения в войне с Японией.

Второй придел первого вавожского храма был тогда же освящен во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Соответственно, как уже отмечалось, все село очень часто тогда и позже стали именовать по православному: Николаевское. "Казанско-Богородицкое", очевидно звучало бы излишне громоздко. Николай Чудотворец был самым популярным святым у православных удмуртского края. Именно в его честь было освящено наибольшее количество местных церквей.

2 мая 1768 года храм сгорел. Упорные вавожане, в том числе "выборные от новокрещан - вотяков", подрядили восемь вятскополянских плотников срубить новый храм типа "восьмерик на четверике". Храмозданую грамоту выдал сам архиепископ Казанский и Свияжский Вениамин (Пуцек-Григорович), позже митрополит и создатель первой удмуртской грамматики.

Договор с вятскополянскими плотниками на строительство первого храма в селе Вавож. 1769 г. (ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 1, л. 20)

За работу мастера получили "от мирских людей с общего согласия" деньгами 147 рублей, а также немало "ржаной муки, солода, толокна, крупы и гороху". Храм, судя по всему, стоил того. Был он "крыт лемехом на четверике по углам", имел "два крыльца паперти", "святые ворота", "двойной пол" и "бочки" (архитектурные формы древнерусского зодчества) [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 1, л. 20.].

Обращение вавожан епископу Гедеону о ремонте деревянного храма и резолюция Владыки о необходимости каменного храма. 1811 г.

Работа была закончена в договорной срок - 23 июня 1770 года. Уже 21 июля 1771 года был освящен придел святителя Николая Мирликийского, а 22 октября - главный престол Казанской иконы Богоматери, как раз в день ее праздника. В июне 1772 года иереи освятили третий придел.

Пугачевщина, слава Богу, почти не опалила вавожский край. Лишь в селе Вознесенском (оно же Водзимонье или Водзя-Монья или Водзи-Мочи) в декабре 1773 - январе 1774 года собирались взбунтовавшиеся русские и удмуртские крестьяне. Слушали "манифест Петра III", качали головами, но все ж поверили "царю". Пятеро водзимонцев записалось к Емельке. Они были наказаны позже батогами.

А самих вавожан не сумел втянуть в бунт даже прошедший неподалеку отряд под командой Михачева. Вавожане были заняты делом: в 1773 году Высочайший указ даровал им право возвести мельницу на реке Ува.

Село Вавож относилось первоначально к "Арской дороге" Казанской губернии, а с 1791 года - к Вятской, входя во второе благочиние Малмыжского уезда.

Храмозданая грамота. На печати епископа Амвросия Святая Троица. 1821 г. (ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 4, л. 1)

От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение


Hosted by uCoz