Оглавление

От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение



Глава IX. Жизнь старого села.

Итак, Николаевская церковь стала центром духовной и деловой жизни села, его гордостью и своеобразным символом благополучия.

С 1 по 7 декабря ежегодно, начиная с 1830-х годов, возле храма проходили Никольские ярмарки, на которые съезжались крестьяне из всех поселений самого прихода и других мест. Известно, например, что в 1866 году на ярмарку было привезено товаров на 20 тысяч рублей [Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1867 г. Вятка, 1866. С. 189].

С размахом и всенародным весельем вавожане отмечали в старину свои престольные праздники. Их было целых четыре - по числу приделов (престолов). Особо ценили дни Николы вешнего (9 мая) и Николы зимнего (6 декабря). Главная вавожская ярмарка как раз и приурочивалась ко второму празднику.

Кроме того, в январе проводилась "конская" ярмарка по продаже домашнего скота. На площади у церкви в течение года обычно устраивали еще четыре других, однодневных ярмарки. Местные кустари искусно делали обувь, деревянную посуду, упряжь, самопрялки... Все это находило сбыт на ярмарках.

Часть дохода от них получала церковь - как аренду за палатки на площади. А сами ярмарки обычно приурочивали к престольным праздникам.

С 1872 года в Вавоже действовало церковноприходское попечительство, предпринимавшее важные просветительские и культурно-хозяйственные акции. Возглавляли его обычные крестьяне. Первым председателем, например, был избран крестьянин Андрей Петрович Несмелов. Десять рядовых членов - это волостной старшина, церковный староста, священники.

21 декабря 1872 года сельский сход постановил "передать сборы с базарной площади села Вавож в пользу попечительства. Деньги предназначаются на украшение церкви и вспоможение церковноприходским школам" [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 90, л. 10]. В 1900 году сборы с торговых площадей однако были снова уступлены сельскому обществу.

Само село было не так уж велико. Значение его в том, что оно концентрировало на себе силы и возможности всего прихода из многих деревень.

Всероссийская перепись 1884 года свидетельствует, что Вавож составляло только 48 дворов. Лишь два из них - удмуртские. Вавожанами тогда называли себя 141 мужчина и 159 женщин. Всего же в волости, в ее 40 поселениях было 8770 жителей, в том числе 4532 удмурта и 4238 русских. Действовало 36 кузниц, 10 мельниц, 9 маслобоек, 6 красилен, одна смолокурня. 77 домохозяев держали 440 ульев. Занимались выращиванием льна [Приложение к материалам по статистике Вятской губернии. Вятка, 1885. Т. 1].

Дворянских усадеб, типичных для центральных губерний России, на территории Вавожского района не было. Но нечто вроде таких усадеб все же встречалось и здесь.

Известна, например, Александровская лесная дача, которую позже именовали Лесная Поляна. Она принадлежала крупному заводчику Александрову. Среди его служащих в Казани, кстати, был Н. Е. Федосеев (1869-1898), один из первых российских марксистов-теоретиков. Доверенным управляющим дачи был вавожский крестьянин Егор Никитич Михеев - безбожник ("немоляй", как здесь говорили) и настоящий господин по манерам. Его за что-то арестовывали в конце 1906 года. А дачу купил лесопромышленник Фукалов из Чистополя, начавший вырубать все там под корень [ЦГА УР, ф. Р-1516 оп. 1, д. 2, л. 8].

В сентябре 1914 года в пустующем винном складе, использовавшемся иногда и для общественных мероприятий, после ремонта открылись слесарно-кузнечные учебные мастерские. В 1916 году было выпущено 14 первых умельцев. Они получили в подарок от земства набор инструментов по металлу. Единственным условием было то, что ребята должны работать на территории Малмыжского уезда.

Старожилы вспоминали, что в Среднем Волкове лет сто назад обитала некая знахарка Саша. Все болезни она пыталась исцелить одним средством "кош ву". А был это слабый раствор сулемы, сильного яда. Только благодаря православному просвещению в селе Вавож и вокруг все более неуклонно вытеснялись подобные "саши". Утверждалась цивилизованная жизнь. Вместо темных языческих знахарей приходили по-европейски образованные врачи. В медицинском отношении село даже признавали одним из лучших в Малмыжском уезде.

В 1868 году земством был основан Вавожский врачебный участок. Он охватывал территорию четырех волостей: 1392 квадратных версты, на которых обитало 45 530 человек. Земскую больницу начинали строить "всем миром" с помощью окрестных крестьян. Вавожская волость обеспечила лесоматериалы, а Больше-Учинская - камень на фундаменты. Сначала было только два стационарных корпуса (мужской и женский). Но потом добавили еще инфекционный корпус и другие постройки. В 1887 году открылась первая в уезде аптека во главе с провизором Петром Ивановичем Скобицким.

Первый корпус на 15 кроватей открылся 1 июля 1880 года. По штату на Вавожский участок полагались врач, акушерка, два оспопрививателя, четыре фельдшера. Первым профессиональным врачом в истории Вавожа был Павел Федорович Калинин, биографических сведений о котором почти нет. В 1877 году его сменил Николай Алексеевич Львов (1848-?). После Казанской духовной семинарии он окончил медицинский факультет Казанского университета в 1876 году, а с 1880 года служил земским врачом в Вавоже. В конце 1880-х годов здесь трудился также Александр Модестович Селиванов (1860-?), выпускник Казанского университета.

В разные годы до революции вавожан лечили также (в хронологическом порядке) Семен Иванович Сивов, Сергей Александрович Владимирский, Рафаил Михайлович Олисов, Петр Алексеевич Ступин, Владимир Иванович Сушкин и даже, что было крайне редко, "женщина - врач" Зоя Федоровна Кучина-Репина (1881-?).

Колоритной личностью был поляк Станислав Антонович Бендаржевский (1877-?), специализировавшийся на глазных болезнях. Удмуртов они поражали тогда особенно часто. Кстати, в 1883 году 18% подопечных Вавожского врачебного участка страдали еще и чесоткой. 12 ноября 1903 года этот врач, католик по вероисповеданию, обвенчался в вавожском храме с православной девицей, что разрешалось Церковью. Невестой была Варвара, дочь действительного статского советника, горного инженера из столицы Андрея Андреевича Фон-Зигеля.

Самоотверженным земским медикам редко приходилось отсиживаться в благополучном, относительно благоустроенном Вавоже. На V съезде врачей Вятской губернии в 1888 году о Вавожской земской больнице было сказано в докладе: "Врачи три недели из месяца ездят, проводят массу времени в повозках, лечат же в это время всех больных фельдшера" [Пятый съезд врачей вятской губернии. Вятка, 1888. С. 45]. Практиковались в волости еще и наезды медицинских отрядов по борьбе с трахомой. Они составлялись из казанских и вятских врачей и студентов-медиков.

Где жизнь, там и смерть. Православные вавожане почитали предков, а потому открыли в 1883 году часовню на кладбище. Ее выстроили из старой деревянной колокольни, ставшей излишней после возведения дудинского шедевра. Через пять лет под часовню подвели каменный фундамент и обшили ее тесом. В 1897 году в часовню внесли святые иконы. Отныне по Троицким субботам здесь служили общую панихиду по всем усопшим прихожанам Вавожа и окрестных деревень.

В 1901 году церковно-приходское попечительство заготовило 20 тысяч кирпичей на возведение "каменной часовни-усыпальницы" [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 98, л. 22]. Но почему-то ее так и не выстроили.

Вавожский приход был первоначально очень обширным. Постепенно от него (и частично от Водзимонского прихода-ровесника) "отпочковывались" новые приходы: Тыловыл-Пельга (1847 год), Красный Яр (1849 год), Воли-Пельга и Каменные ключи (1861 год), Брызгалово (1872 год). Новые села никогда не забывали о своем "родовом гнезде", ставшем затем для них и административным центром.

Сословный состав села и прихода был незатейлив. В 1841 году здесь имелся всего лишь один купеческий двор, где проживали четверо мужчин и семь женщин, да некий странный "двор" (казарма?), где числись отставные военные: 18 мужчин и 51 женщина. Всего в приходе тогда считалось 443 двора новокрещан-удмуртов (2449 мужчин и 2662 женщины) и только 4 двора удмуртов-язычников (16 мужчин и 20 женщин). Было 126 русских дворов (621 мужчина и 756 женщин). Старообрядцев поморского согласия нашлось только 7 дворов (22 мужчины и 28 женщин) [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 69, л. 10].

Через 64 года в отчетах по приходу язычники и старообрядцы уже не прослеживаются. Военные стали занимать 41 двор (76 мужчин и 91 женщина). У русских 441 двор (1556 мужчин и 1670 женщин), а удмурты имели 612 дворов (2044 мужчин и 2092 женщин) .[ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 104, л. 13] В 1914 году в 1309 дворах обитало 4157 мужчин и 4320 женщин - прихожан православной вавожской церкви [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 112, л. 14]. Баптисты и прочие американизированные "нововеры" завелись вокруг Вавожа только после 1918 года.


От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение


Hosted by uCoz